Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

АННА НЕСЫТОВА — “ЖЕНЩИНА В ШЛЯПЕ”:
ПОРТРЕТ ИЗ ЯРОСЛАВСКОГО МУЗЕЯ

Страница 2

Сохранившийся бюст концентрирует внимание на лице модели, обрамлённом сверху затейливыми формами причёски и шляпы, снизу — драпировками платья со строгим глухим воротом. Несмотря на очень крупный нос, оно подчёркнуто нежно, женственно, его выражение отличается мягкостью. Не претендуя на глубокий психологизм, скульптор, сохраняя свежесть впечатления, создаёт светлый, лирически окрашенный образ.

В личном фонде С. Д. Эрьзи ЦГА РМ мною обнаружена неатрибутированная фотография дамы, показавшейся очень похожей на “Женщину в шляпе”: та же причёска (здесь, однако, она не закрывает уши), тот же горделивый профиль. Дама сидит на диване в интерьере комнаты, украшенной искусственными цветами в вазах, фотографиями, рисунками (или акварелями) и двумя небольшими скульптурами. На ней белая блузка из тонкой ткани с высоким воротничком-стойкой, длинным рукавом и широкая светлая юбка. На ногах — изящные кожаные ботинки. Не было сомнений: именно она послужила моделью для двух эрьзинских произведений. Но кто она?

Долгое время о модели “Женщины в шляпе” ничего не было известно. Лишь в 1996 году появилась статья научного сотрудника Ярославского художественного музея Т. А. Лебедевой “К биографии С.Д. Эрьзи. Ранние годы” [1]. Автор утверждает, что эта скульптура — портрет Анны Владимировны Несытовой. Благодаря Т. А. Лебедевой, любезно предоставившей нам необходимые материалы (в том числе фотографии), мы реконструируем судьбу портрета и модели.

Анна Владимировна Несытова родилась 19 июня 1886 г. Ярославле, в семье дворянина (благоприобретённое дворянство), юриста Владимира Ивановича Несытова (1849-?), женатого вторым браком на дочери коллежского асессора Анне Петровне Шереметьевской-Нушич. (Женился после того, как выиграл судебный процесс для её семьи). В 1893 г. Владимир Иванович был принят в число присяжных поверенных округа Московской Судебной палаты. У него было имение в Кологривском уезде Костромской губернии. Для своей семьи в Ярославле он построил дом (Которосльная набережная, 26). В семье родилось девять детей: четверо сыновей, пять дочерей. Поскольку отец вёл дела в основном в Москве и потому часто был в отъезде, дом вела Анна Петровна - волевая женщина, которая была строгой матерью.

Анна была очень дружна с младшим братом Максимилианом (он родился 22 октября 1888 г.). Они были близки по духу, их связывала общая любовь к искусству. Мальчик учился в губернской классической гимназии и с усердием занимался в городских классах рисования у П. А. Романовского, с 13 лет участвовал в художественных выставках Ярославля. Взрослея, Макс становился всё более активным участником художественной жизни города, блистал в конкурсах на популярных тогда костюмированных вечерах - в залах и на катке, всегда получая за свои костюмы первые премии. Анна также увлечённо рисовала, экспонировала свои акварели и искусственные цветы на выставках Ярославского художественного общества.

Страницы: 1 2 3 4 5