Научные исследования

 

Автор: КЛЮЕВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

АННА НЕСЫТОВА — “ЖЕНЩИНА В ШЛЯПЕ”:
ПОРТРЕТ ИЗ ЯРОСЛАВСКОГО МУЗЕЯ

Страница 1

Первое по времени создания дошедшее до нас скульптурное произведение Степана Эрьзи — портретный бюст (гипс тонированный), хранящийся ныне в Ярославском художественном музее под названием “Женщина в шляпе”. Во всех изданных альбомах, репродуцирующих это произведение, оно ошибочно датируется 1910 г., хотя на нём сохранилась авторская датировка — “1906 г.” На скульптуре имеется также авторская подпись: “С. Эрьзя”. Это самое раннее выявленное на сегодняшний день употребление художником псевдонима, под которым в дальнейшем он будет известен на двух континентах.

В личном фонде С. Д. Эрьзи ЦГА РМ имеется фоторепродукция ещё одного варианта этого портретного изображения - сидящая женская фигура. На фото - автограф скульптора “С. Эрьзя” и дата — “1906 г.”

В 1906 г. (возможно, с конца 1905 г.) Нефедов-Эрьзя, ещё не завершивший полный курс обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), имеет собственную мастерскую и учеников. В газете “Русское слово” от 14 (1) сентября 1906 г. мною обнаружено следующее объявление: “Студия С. Эрьзя (так в тексте. - И. К.). Уроки живописи, скульптуры и рисования, ретуш<ь>. Долгоруковская ул., Тихвинский пер., д. Менгден. Телеф. № 6-71” [1]. Вероятно, обе скульптуры были созданы в этой студии. (На фотографии запечатлены и фрагменты её интерьера).

Оба произведения выполнены в этюдной, эскизной манере, характерной для работ учащихся скульптурной мастерской Волнухина-Трубецкого, своеобразно сочетающих реализм и импрессионизм: живописная свобода, непосредственность запечатления видимого ограничивается здесь трактовкой поверхности, игрой светотени при сохранении верности традиционному построению формы, академическому пониманию объёма, силуэта, согласованию пропорций, сопряжению деталей.

Фигура, которую мы можем видеть только на фотоснимке, представляет собой изображение молодой женщины в летнем костюме, соответствующем моде 1906 г. Судя по нему, перед нами не девушка, а молодая замужняя дама. Платье с широкой юбкой, узкое в талии, с поясом, высоким воротником-стойкой и длинным рукавом - пышным в верхней части и зауженным снизу — сшито из лёгкой, свободно драпирующейся ткани. На фото видно, что оно сильно облегает бедра и колени женщины, создавая впечатление обнажённой натуры. (Таким образом, уже в начале самостоятельного творческого пути в искусстве Эрьзи можно заметить тяготение к подчёркнутому эротизму. В 1906 году подобный натурализм в скульптуре мог восприниматься как неприличие). Из-под края юбки виднеется узкий носок изящной туфельки. Пышные волосы собраны в высокую причёску, закрывающую уши и часть лба. Её венчает кокетливая шляпка, вероятно, декорированная цветами.

Страницы: 1 2 3 4 5