Научные исследования

 

Автор: ГОЛОВЧЕНКО НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

АЛАТЫРЬ ВРЕМЕН ЮНОСТИ С. ЭРЬЗИ

Страница 2

Поэтому не случайно многие исследователи рубежа XIX—XX столетия отмечали особенности города: “Алатырь бесспорно есть лучший их уездных городов губернии, как по богатству населения, так и по наружному виду”. В городе располагались промышленные предприятия — заводы и фабрики, мельницы. Высок был потенциал и грамотности населения: уездное духовное училище, женская гимназия, женское епархиальное училище, церковноприходская школа при Казанской церкви, городское волостное и высшее начальное училища, публичная библиотека, городская богадельня и т. д. Располагались городская Дума и Земская управа, больница, несколько типографий и фотографических заведений… Но над всем этим властвовали здания церквей. Здесь размещались Свято-Троицкий мужской монастырь (основанный ещё в 50-х годах XVI века), приписанный к Сергиево-Троицкой Лавре и игравший немаловажную роль в просвещении и христианизации края, и Киево-Николаевская Новодевичья обитель. Да и общественная жизнь в городе была заметна более, чем в других уездных городах Симбирской губернии. Способствовала этому и Московско-Казанская железная дорога, открытая в 1893 году, Управление Алатырского удельного округа и, без сомнения, множество имений окрестных помещиков, постоянно здесь проживающих и наезжающих на летний период года в свои поместья из Москвы и Санкт-Петербурга. По данным 10-й ревизии (1859) численность Алатыря составляла 7573 чел. [5]. Рост населения произошел после отмены крепостного права. По переписи 1897 года здесь проживало 12209 чел. [6],  а к 1912 — уже почти 22000 чел. [7].  

Поэтому и у исследователей постоянно возникал интерес к его архитектуре, каким был Алатырь на рубеже XIX—XX веков? Остро ощущалось отсутствие видового фотографического материала города.

Результаты поисков сохранившихся дореволюционных фотодокументов способствовали открытию в 1986 году выставки фотографий, организованной фотоклубом “Мираж”, где впервые были представлены сохранившиеся снимки первой половины XX века из семейных альбомов и фонда краеведческого музея. Вернисаж малоизвестной фотолетописи привлёк огромное внимание горожан8. Последующие многолетние поиски выявили имена фотографов, чьи фотоателье располагались  в дореволюционном Алатыре [9]. Большинство из них занимались лишь портретной фотосъемкой. Среди этих имен обратил на себя внимание Николай Николаевич Валухин (1867—1934), нижегородский мещанин. 31 мая 1900 года [10] он получил разрешение канцелярии Симбирского губернатора на производство фотографических работ. К 1903 году из Нижнего Новгорода в Алатырь перебирается и его семейство. Валухин являлся учеником и другом выдающихся мастеров фотоискусства второй половины XIX века — нижегородцев А.О. Карелина (1837—1906) и М.П. Дмитриева (1858—1948). Именно его имя стало особенно дорого для алатырцев. Фотограф фиксирует камерой будничную жизнь города, проявляет интерес к его достопримечательностям. Объектив провинциального фотографа запечатлел улицы и площади Алатыря, государственные учреждения и многочисленные храмы, какими они были на рубеже XIX—XX веков, его панорамы. Фотографом была создана фотолетопись  облика города,  донесшего до  нас  дух той ушедшей эпохи. Это были места, пользующиеся у алатырцев и гостей города особой популярностью. На создание этой летописи повлияли пожары, прошедшие в Алатыре в 1905 и 1906 годах. Особенно пожар 1906 года, когда выгорело более 300 домов горожан. Именно в период 1908—1911 годов негативы Валухина послужили основой издания почтовых карточек, отпечатанных в частной алатырской типографии С.К. Пшеничникова, а также издание Бр. З.Л. (до сих пор не расшифровано). На сегодня выявлено только карточек более 30 видов, не считая ранее выпускавшихся фотоснимков. Снимки получили большую популярность у населения. Карточки тиражировались и свободно продавались в магазинах г. Алатыря. Газета “Алатырский листок объявлений” сообщала: “Фотография Н. Валухина на Симбирской ул[ице] в д[оме] Мукасеевых. Имеется большой выбор видов Алатыря на открытых письмах. Исполняются всевозможные фотографические работы” [11].  В другом: “Рекомендуется для подарков и подношений. Пересъемка с открытых писем будет преследоваться законом” [12].

Страницы: 1 2 3