Научные исследования

 

Автор: ГОЛОВЧЕНКО НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

АЛАТЫРЬ ВРЕМЕН ЮНОСТИ С. ЭРЬЗИ

Страница 1

Алатырь... Сколько загадочного, таинственного, окутанного тайнами и в то же время поэтического в одном только названии. Слово это имеет древнее происхождение. Его следы встречаются во многих преданиях и магических заклинаниях начальной поры христианства. Десятки легенд существует на этот счёт, имеются многочисленные версии. Название это до сих пор непонятно и не расшифровано современниками.

В августе 2002 года город Алатырь официально отметил 450-летие со дня основания. Город-крепость был заложен царем Иоанном Васильевичем IV Грозным во время похода “воевать” Казань на возвышенности при слиянии рек Суры и Алатырь [1]. Алатырь был основан для защиты юго-восточных рубежей Московского государства от набегов кочевников, ногайцев, татар.… С этого момента он стал центром Алатырского уезда, за которым были закреплены земли проживания мордвы-эрзи. Его построение было крупным шагом в деле водворения русскими власти между инородцами мордвою, чувашами и татарами, а в последующие годы — центром их христианизации. Город имел большое значение для населенных пунктов проживания эрзи вплоть до Октябрьского переворота 1917 года.

Вероятнее всего населённый пункт уже существовал ещё до похода русского царя. По-видимому, уже в период осваивания “приделов земель нижегородских” появились поселения и “городки” по левой стороне реки Суры. Поход же царя — прежде всего его знакомство с мордовскими и чувашскими землями и укрепление в крае гражданского порядка.

Татарский историк Хюсан-Эддин сын Шереф-Эддина в Булгарских повествованиях, составленных в 1551 году, упоминает город Алатур, входивший в состав Казанского ханства. Предполагается, что он находился на месте современного Алатыря [2].

В период подготовки к 1000-летнему юбилею города Казани татарские ученые  обнаружили новые свидетельства в сохранившихся арабских рукописях. Так, в древнебулгарской летописи “Гази-Барадж тарихы” (1229—1246) приводятся сведения о булгарских городах. Это краткая энциклопедия Волжской Булгарии от образования до распада. В частности, основание крепости Синбир (Симбирск) датируется здесь 970 годом, Казани — 1103-м. А вот город Алатырь, если основываться на тех же данных, через несколько лет может праздновать тысячелетие: “Губернатор Мартюбы Алай в 1028 году основал на реке Сурасу белик, который стали называть его именем — Алай Тура”. Семью годами раньше в устье реки Ака (Ока) был построен белик Джун-кала, названный в честь его строителя Джуннэ. На его месте теперь Нижний Новгород. Чуваши до сих пор называют его по старинке — Чул Хула [3].

С городом Алатырь, его пригородом, с территорией бывшего Алатырского уезда [4] связаны имена многих выдающихся людей Российского государства, выходцев из различных сословий  и национальностей,  сыгравших определенную роль во многих областях. Здесь родился и выдающийся сын мордовского народа Степан Дмитриевич Нефедов, взявший имя “Эрьзя” и приобретший мировую известность, тем самым прославив соплеменников.

Именно Алатырь и его пригород сыграли огромнейшую роль в становлении таланта скульптора. Здесь он почерпнул многие свои качества,  свой взгляд на мир. Архитектурные особенности города, красота церквей и соборов оказали определенную роль на формирование его личности. В силу сложившихся традиций центр Алатыря представлял собою обвалованную площадь, почти круглой формы. Радиально-кольцевая форма планировки,  где площадь занимала доминирующее место в рельефе местности. К её центру сходились в виде лучей улицы. Здесь сосредотачивалась основная часть храмов. Они возвышались среди крестьянских хижин и мещанских домов, сараев, покрытых соломой и деревом. Отдельные каменные купеческие и дворянские особняки, торговые лавки, покрытые железом, блекли по сравнению с их классической монументальностью.

Страницы: 1 2 3