Научные исследования

Автор: АЗЫРКИНА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
В РОМАНЕ К. АБРАМОВА “СТЕПАН ЭРЬЗЯ”

Страница 2

К. Абрамов в яркой художественной форме утверждает мысль о том, что извечные процессы обновления природы всегда будут неиссякаемым источником радости и вдохновения, что они способны поднять в человеке жизненные силы: “Весна!... А Степан и не чаял в эту трудную зиму дождаться весны, тепла, солнца.… И вот теперь и зима, и барак, и мастерские, в которых негде было спрятаться от сквозняков и холода, — теперь все это показалось жутким, страшным сном. Как-то у него пойдет дальше жизнь?... Впрочем, об этом подумалось легко, беспечально — словно только в ответ на вчерашнее отчаяние, которое сегодня вызывало улыбку” (1, 448).

Писатель в произведении очень часто обращается к образу реки. И это не случайно, ведь именно река символизирует вечное движение жизни, неистребимость красоты в природе и в человеке: “Река внезапно показалась Степану живым и не знающим преград существом. Она ничего не боится, она может все одолеть на своем пути” (1, 297).

К. Абрамов показывает, что родина в жизни скульптора имеет важное значение. Где бы он ни находился — в Италии, в Аргентине или во Франции, — всегда и повсюду Степан Эрьзя ощущал себя неотъемлемой частью своей земли, жил воспоминаниями о прекрасном мордовском крае, о речке Бездне. Не случайно писатель включает в роман эпизод, когда уезжая из родного дома, следуя обычаям предков, его герой берет в дорогу горсть земли: “Готов! — кричит Степан, а сам срывается и бежит обратно во двор, — вспомнил, что, когда уезжали из Баева, мать взяла со двора горсть земли, ведь без родной земли новое место может не принять. И Степан горстями пихает за пазуху влажную холодную землю. Чем больше земли, тем вернее счастье на новом месте” (1, 289). Этот эпизод писатель использует для того, чтобы выразить нерасторжимую связь человека со своей родиной, своим народом. И это понятно, ибо именно земля является началом духовной культуры, которая сохраняет и поддерживает человеческое в человеке.

Скульптора постоянно звала родная земля, особенно это проявилось в зрелом возрасте. Ведь “чем зрелей становится человек, чем больше странствует он по свету, тем сильней в его душе звучит “зов земли”. “Зов земли” — не абстрактная ностальгия, не сентиментальное воспоминание об ушедших днях юности, это могучий источник духовного мужества, душевной прочности, это спасительный психологический тыл, куда возвращается человек, если становится невмоготу” (3, 35).

Находясь вдали от родного дома, скульптор тосковал по своей мордовской земле: “Возвращение на родину стало для него (Эрьзи) единственной целью. Слишком долго он находился вдалеке от нее. Это уже начало сказываться, он чувствовал и на его творчестве. Тот духовный запас, которым он был заряжен, уезжая из Москвы, давно иссяк. Об этом ему не раз намекал и Амфитеатров, говоря, что родина для художника или писателя — лучший источник творческого вдохновения” (1, 264).

В романе К. Абрамова находим подробные описания жизни природы. Они развивают наблюдательность, пробуждают чувство прекрасного.

Таким образом, ненавязчиво, но постоянно автор проводит мысль, что Эрьзя как человек и как скульптор во многих отношениях формировался под воздействием природы.

Эрьзя вернулся на родину осенью 1950 года в возрасте семидесяти четырех лет. “Среди всех деятелей мордовского происхождения, — пишет ученый В. Абрамов, — С.Д. Эрьзя стал, пожалуй, наиболее известным и популярным, как за рубежом, так и у нас в стране. Взяв имя народа своего и прославив его во многих весях и странах, он явил миру мордовский гений и стал символом мордовского края”
(2, 291).

Следует отметить, что Степан Эрьзя не только национальная гордость, но и великий пример для будущих поколений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Абрамов К.Г. Степан Эрьзя: Биограф. роман. Кн. 1 и 2. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 558 с.

2. Абрамов В.К. По следу времени: Очерки об известных ист. деятелях. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 304 с. 3 Сохряков Ю.И. Природа и человек. — М.: Знание, 1990. — 64 с.

Страницы: 1 2