Научные исследования

Автор: ВОРОНИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА

РЕКОМЕНДАЦИИ САРАНСКИХ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭРЬЗИНСКИХ ЧТЕНИЙ

Страница 1

Конференция констатирует, что за время, прошедшее после проведения I-х Международных Эрьзинских чтений, в научных, художественных, общественных кругах Республики Мордовии и за её пределами усилился интерес к творчеству выдающегося скульптора современности С. Д. Эрьзи, качественно возрос уровень искусствоведческих, культурологических, философских, социологических, педагогических и психологических исследований в области эрьзеведения. Вышел целый ряд научных, публицистических, справочно-библиографических работ, посвященных творчеству С. Д. Эрьзи и его личности, проведен целый комплекс общественных мероприятий, связанных с сохранением в народе памяти о нем и изучением его творческого наследия — открытие памятника в центре города Саранска, реставрация музея изобразительных искусств, носящего его имя, пополнение выставочной экспозиции его работ.

Вместе с тем конференция отмечает необходимость дальнейшего всестороннего изучения художественного наследия Степана Эрьзи представителями философской, искусствоведческой, культурологической, социологической, эстетической, педагогической, психологической научных работ школ республики. В этой связи конференция рекомендует:

1. Разработать современную методологию научного исследования творчества С. Д. Эрьзи как уникального и универсального явления глобальной общечеловеческой ценности, преодолевающую как идеологически, так и технологически схематические представления о художественном мире выдающегося скульптора и его личности. Основой этой методологии считать необходимость изучения онтологизма художественной образности Эрьзи, его эстетических концепций в контексте современной художественной реальности, языка искусства Эрьзи, определения границ его творчества, особенностей художественного метода, средств образности, авторского стиля.

2. Определить научные принципы осмысления космоса Эрьзи, типологии его художественного мышления, мировосприятия и метафизики его произведений, воплощения природной стихии, “зримой антропологии”, а также соотношения формы и материала, телесности и пластичности как базовых эстетических категорий. Рассмотреть роль диалога творчества Эрьзи с прошлой и настоящей эпохами, значение времени и пространства в его скульптуре, создать аксиологическую шкалу ценностей его творчества, тематики и сюжетики, этико-эстетического отношения Эрьзи к действительности и искусству.

3. Выработать методику современного прочтения произведений С.Д.Эрьзи, воплощения в его творчестве универсалий культуры, обозначить механизмы психологического воздействия скульптурных образов на процесс формирование всесторонне развитой личности. Сформировать на основе материалов конференции специальные программы и рабочие планы по ознакомлению, изучению, осмыслению творчества и личности Эрьзи и внедрить их в учебный процесс с целью эстетического воспитания молодого специалиста в вузах, колледже культуры, художественном и музыкальном училищах.

4. Продолжить издательскую деятельность в области научной, публицистической и художественной литературы по созданию Эрьзианы, подготовить силами культурологов, искусствоведов, философов, социологов, педагогов, психологов республики фундаментальный труд – коллективную монографию о творчестве С. Д. Эрьзи, инициировать в Мордовском книжном издательстве выпуск детского сериала “Десять путешествий по скульптурам Степана Эрьзи”.

5. Ходатайствовать перед Правительствами Москвы и Республики Мордовия об увековечении памяти выдающегося скульптора в честь его 135-летия созданием в столице России художественного музея в доме с мастерской, где он проживал после возвращения из-за границы, и переименованием улицы Новопесчаная в бульвар имени С. Д. Эрьзи.

Страницы: 1