Научные исследования

Автор: НОВИКОВА НАДЕЖДА ЛЬВОВНА

ТВОРЧЕСТВО С. Д. ЭРЬЗИ В КОНТЕКСТЕ ОБЫДЕННОСТИ

Страница 1

Степан Дмитриевич Эрьзя прожил трудную жизнь. Его повседневный мир постоянно раздваивался на возвышенный и обыденный. Не только творческий процесс, но и подробности и мелочи быта, образа жизни влияли на устойчивую типологическую определённость, своеобразное “лицо” художника как такового. Повседневная жизнь Эрьзи была связана с формами организации окружающего пространства и созданием определённых канонов его поведения и внешнего вида. Ценности, нормы и правила морали накладывали отпечаток на облик мастера, его образ жизни, которые по сути своей как бы воплощали идеалы красоты и гармонии. Окружающий мир оказывал влияние на внешний вид и внутренний мир художника. Изучение повседневности любого человека, а тем более большого художника, вводит эти культурно-исторические явления в проблемное поле науки.

С одной стороны, обыденность — это бренность, то есть недолговечность, однодневность. Само слово “бренность” происходит от слова “глина”, “грязь”. Именно из “праха земного” (Библия), из глины (Коран) создан человек. С другой стороны, понятие обыденность означает постоянство, “изо дня в день”, некую константность бытия, путь к вечности, а, скорее, её составляющую. Человек через бренность существования приходит к вечности, в которой этот путь заложен изначально в понятии, так как век — срок жизни человека, определенный временной отрезок, а жить жизнью ожидающей, повседневной, обыденной — “вековать”.

Антитезой обыденности выступает история, причём во всех её значениях. Обыденность — это ожидание, подготовка к чему-то настоящему, в то же время это и смирение с жизнью. История же не терпит ожидания; действие, прерывание постепенности, движение вперед — вот её цель. Однообразная, обыденная жизнь полезна для её продолжения. Житейская практика противостоит идеальной сущности жизни. Большинство не способно принять обыденность как некое константное состояние. Нет необходимости вырываться из рутины обыденности. Не нужно творить историю, нужно творить себя. Повседневность имеет свою самодостаточную систему самоидентификации. Она включает в свою процедуру чувственно-образные, семантические, ценностно-смысловые феномены, а также алгоритмы поведения как части реального жизненного процесса. Люди обладают собственной системой координат в лице традиций, житейской мудрости, опыта поколений для выработки определенного поведения. Недаром монастырская аскеза предполагает умение внутреннего самосовершенствования на фоне однообразных “трудовых будней”, это осмысленная обыденность, умение наслаждаться даже бедностью, не впадая в ничтожество.

Культура даёт нам образцы реализации обыденности во всех традиционных обществах. Если история требует человека игрового, обыденность – человека целостного. Необходимо осознание ценности обыденности, как условия самостоятельной духовной работы, как способа формирования самобытности, а не заурядности.

Безусловным примером служит жизнь и творчество Степана Дмитриевича Эрьзи. Труд для него как “дар Божий”, он в любых условиях создавал творческую атмосферу, превращая даже нищенское существование (отсутствие условий и средств) в духовную реальность, наполняя её творческим вдохновением. Это способ самоутверждения, который в сложных условиях закалял мастера. Его обыденность, каждодневность вмещали огромный ценностный потенциал. Но это и способ укоренения себя в пространстве культуры, попытка вписаться в более широкий аксиологический контекст, разобраться с собственным онтологическим статусом. Сам Степан Эрьзя, творя чудеса обыденной жизни, демонстрировал на протяжении всех лет суть поиска жизни и культуры.

Страницы: 1