Научные исследования

 

Автор: ЛЫСОВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СТЕПАНА ЭРЬЗИ

Страница 1

Степан Эрьзя — одна из самых масштабных и значимых фигур в отечественном искусстве ХХ века. Долгая жизнь (он прожил 83 года) и творческая активность позволили ему стать не только свидетелем различных хронологических периодов в истории культуры, но и участником эволюции сменяющих друг друга художественных стилей и направлений в европейском изобразительном искусстве. В этом жизнедеятельность мордовского скульптора была созвучна боготворимому им, по свидетельству Григория Сутеева, Микеланджело, представлявшего все периоды в развитии искусства Ренессанса. Творчество Эрьзи формировалось в период “серебряного” века, органично сплеталось с новыми веяниями и устремлениями зарождающегося советского искусства, осваивало неизвестные европейской скульптуре пластические материалы и методы работы с ними в Аргентине в середине ХХ столетия, пыталось найти точки соприкосновения с господствующим в пятидесятые годы — время возвращения Эрьзи на Родину — социалистическим реализмом.

Богата и география жизнедеятельности Эрьзи, несомненно, наложившая отпечаток на его творчество, ставшая своеобразным визуально-практическим опытом в изучении художником истории искусства и постижении профессионального мастерства. Скульптор жил и работал в России — в Москве, на Урале и в Баку, в Новороссийске и Батуми, за границей – в крупнейших художественных центрах Италии и Франции — Милане, Ницце, Париже, в столице Аргентины — Буэнос-Айресе.

Столь обширная географически и продолжительная творческая дистанция была и необыкновенно плодотворной. Последний, наиболее полный каталог произведений скульптора, составленный В. С. Дворецкой, включает 500 наименований. Все это работы, хранящиеся в отечественных музеях и частных коллекциях или известные по сохранившимся фотодокументам. Михаил Сергеев свидетельствует в воспоминаниях о том, что Эрьзя только в аргентинский период выполнил более 300 скульптурных композиций. Многие произведения, проданные или подаренные скульптором в частные коллекции, по-видимому, навсегда останутся неизвестными современным исследователям.

Поражает и тематическая значимость искусства Эрьзи, выразившаяся в его жанровом многообразии. Сквозные темы его творчества — мифологические и исторические образы, музыкальные и танцевальные мотивы, психологические образы-состояния, национальные образы-типы, материнство, натурные этюды, мотивы “ню” — материализованы в скульптурные композиции в жанрах портрета, статуарной и рельефной пластики. Важно отметить, что идейные замыслы чаще всего решались мастером через женское изображение, недаром, женские психологические портреты-состояния — самая многочисленная группа из сохранившихся до настоящего времени произведений ваятеля.

Эрьзя не принадлежал к теоретизирующим художникам ХХ века, что вносит определенную трудность в изучение и интерпретацию его творчества. Однако он представляется мастером, не просто замкнувшимся в круге профессиональных проблем, ведущим изо дня в день борьбу за совершенство, но творцом собственного скульптурного пространства, обусловленного неповторимой интонацией мироощущения, во многом определившей и особенности творческой концепции замечательного ваятеля.

Изучая пластическое наследие Степана Эрьзи и анализируя его тематическое, образное и профессиональное своеобразие, приходишь к выводу о формировании и развитии творчества скульптора в рамках единого стиля, претендовавшего в начале ХХ века на роль нового большого эпохального направления — модерна. Нельзя утверждать, что мастер чувствовал себя на этом пути скованно, но, подобно другим крупнейшим художникам его времени, Эрьзя не мог устоять от творческих контактов с другими яркими направлениями эпохи, расширяя и формируя таким образом свой собственный путь в искусстве.

В первый европейский период Эрьзя увлекается импрессионизмом, но прежде всего его формальными особенностями, дающими возможность выразительного оживления скульптурной поверхности. В импрессионистической манере выполнены автопортреты скульптора, относящиеся к 1908 году, в которых воссоздание сложной мимической неповторимости лица, тонко прочувствованные душевные движения, лишенная замкнутости, сливающаяся с воздушным пространством форма, композиционная мимолетность, подвижная живописная пластика рождаются словно на глазах у зрителя.

Страницы: 1 2