Научные исследования

Автор: ЛОРЕНЦОНИ ЛОРЕЛЛА

OТКРЫВАЯ СТЕПАНА ЭРЬЗЮ: ГРАФОЛОГИЯ, ИСКУССТВО
И ПСИХОЛОГИЯ. — СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Страница 1

Рукопись — это мистическое действо: мысли, эмоции переходят из одного, нематериального мира, в мир, где обретают физическую структуру, оставляя следы, сохраняющиеся вне времени и вне пространства, единственные и неповторимые, ведущие непосредственно к сердцу того, кто писал.

Рукописи всегда представляли большой интерес, так как считались продолжением души их автора. Виктор Гюго писал, что “всегда из писем, написанных человеком, видны больше, чем из других источников, след его сердца и узор его жизни”. Вольтер определял рукописи как “рисунок голоса”.

Эксперт графологии — науки, исследующей посредством изучения графического символа характер человека, рассматривая одну рукопись, не читает содержание мыслей, но относится к рукописи технически, рассматривая её как образец искусства, представляя, какая рука могла оставить этот тип знака на бумаге. Рука скользит по листу, составляет слова, с помощью пишущего инструмента и неповторимых движений рассказывает историю писателя.

Роберт Хайс (1903—1974) в своем основном трактате об истолковании почерка замечает, что графический акт, даже если и очень автоматическое действие, состоит из “мелких и мельчайших движений мускулов руки, ладони и пальцев; двигательный процесс, управляемый центром, заканчивается на кончике пера, где производит свой эффект” (Die Deutung der Handscrit, 1966 — Об истолковании почерка).

Чернила, стекающие иногда яростно, иногда с плавностью, могут полностью заполнить пространство или оставить просвечивать белый цвет, могут давить на поверхность со всей своей силой, оставляя борозды, которые разрезают или слегка касаются поверхности бумаги, могут превращаться в сложные формы или сохранять предложенную модель.

Почерк в графологическом окружении — это символическое представление о личности пишущего и приоткрывает его привычки, его связь с окружением, может описать с точностью внутренние движения души, его интелектуальные, социальные и чувственные наклонности.

Макс Пулвер, основатель швейцарской графологической школы, который первым ввёл психоанализ в графологию, уточняя концепцию двойственности, замечает уже в 1931 году в трактате “Символика почерка”, что “человек, который пишет, рисует неосознанно своё внутреннее естество. Осознанное письмо — это неосознанный рисунок, портрет самого себя, автопортрет”.

Это графологическое исследование базируется на французском методе, основанном CrTpieux-Jamin (1858-1940), для которого письмо — это как симфония, “где графолог перебирает аккорды, чтобы сложить из них другую мелодию. Каждая нота письма имеет свое значение, которое меняется в зависимости от комбинаций”
(C. Jamin. Ecriture et le caracture).

Прежде чем приступить к графологическому исследованию, необходимо учитывать, что ни один графологический жест не бывает случайным, но исходит из пересечений, конфликтов и деликатных механизмов, которые приводят через истолкование знаков к открытию значения Я и его стратегий. Но именно из-за наличия деликатных защитных механизмов, которые отражаются и в графическом символизме, даже если и возможно приблизиться к цели с помощью анализа графического знака по отношению к символу, пролить свет на личность пишущего, нам никогда не удастся полностью понять сложность человеческой души.

Это исследование было тщательно проведено на четырех рукописных текстах, сопровождённых автографами художника, и двух автопортретах. Материал был предоставлен личным архивом скульптора, находящимся в Музее изобразительных искусств имени Степана Эрьзи в Саранске.

Исследование разделяется на две фазы: первая фаза, основанная исключительно на техническом и графологическом анализе рукописей, выявит аспекты личности большого художника.

Вторая фаза базируется на психофизиологическом сравнении между скульптурой и почерком. Ваять — это творческий жест и, как и письмо, всегда выполняется рукой художника. И хотя называется “жест”, он может включать целую историю положений тела того, кто, начиная с вдохновения, создает через игру и напряжение мускулов свои шедевры.

Страницы: 1 2 3 4 5