Научные исследования

Автор: ХОЛОПОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

ПО ЭРЬЗИНСКИМ МЕСТАМ. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ:
САРАНСК — НОВОРОССИЙСК — ГЕЛЕНДЖИК — САРАНСК

Страница 1

Степан Эрьзя в 1921 году, когда едва завершилась гражданская война, ехал из Москвы в Новороссийск три недели. В пути было немало трудностей, вплоть до нападения на поезд бандитов. Скульптор вёз свои работы и запасы мрамора из Екатеринбурга в отдельном товарном вагоне. В голодной и холодной Москве вновь обосноваться не удалось, и вместе с ученицей Еленой Мроз они решили отправиться к её родителям на Кавказ. Вместе с Эрьзей поехал его старый педагог по Училищу живописи С. М. Волнухин, которому предложили место профессора во Владикавказе, и они были попутчиками до Ростова-на-Дону. Но в Ростове Сергей Михайлович, только что переболевший воспалением легких, совсем расхворался, и Эрьзя взял его с собой. 1 мая они прибыли в Новороссийск.

Сейчас поезд до Новороссийска из Саранска идёт 33 часа. Наш поезд “Воркута-Новороссийск” долго шёл мимо унылых предзимних равнин. Юг начал ощущаться только около Ростова, когда за окном выстроились пирамидальные тополя и кипарисы. Поразил широтой и величием спокойно и раздольно текущий Дон. Здесь же, в Ростовской области, обратила на себя внимание редкостная бедность и запущенность шахтёрских поселков. Жёны шахтёров зарабатывают продажей фруктов и съестного пассажирам проходящих поездов.

Ночной Новороссийск из вагона поезда выглядел округлой чашей, наполненной огнями, кое-где они отражались в море. Наутро мы поняли, в чём дело: город окружён горами, он расположился на берегу Цемесской бухты, а железная дорога проходит выше уровня берега. Новороссийск – город сравнительно небольшой, очень уютный и тихий, население его около 300 тысяч. Особый колорит придают ему аллеи высоких платанов и каштанов, тянущиеся до самого морского берега. И, конечно, присутствие моря, прекрасного даже зимой, его аромат ощущается даже в дальних уголках Новороссийска. Облик города определяют здания послевоенной постройки, поскольку в годы Великой Отечественной войны он подвергся почти полному разрушению.

Мы, двое сотрудников Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, были приглашены в Новороссийский исторический музей-заповедник для участия в семинаре “Жизнь и творчество С. Д. Эрьзи”, посвящённом 45-летию со дня его смерти.

Семинар, посвященный жизни творчеству С.Д. Эрьзи и его пребыванию на Кавказе, был содержательным. Ценным было сообщение директора Новороссийской детской художественной школы им. Степана Эрьзи В.И. Сердюка. Именно он разыскал мраморную “Обнажённую” Эрьзи. Он считает, что новороссийская работа — так называемая “Малая Ева” — сделана из одного куска с “Евой” (1919) на Урале.

Выступление старшего научного сотрудника Геленджикского историко-краеведческого музея Т. А. Нибиеридзе “Геленджик в судьбе С. Эрьзи и Е. Мроз” было посвящено пребыванию скульптора в Геленджике в 1916 и 1921 году и содержало немало интересных сведений о жизни Елены Мроз, о её семье и творчестве, о взаимоотношениях с С.Д. Эрьзей.

С большим интересом научные сотрудники музеев Новороссийска и Геленджика выслушали выступление Е. В. Бутровой о формировании коллекции работ скульптора и судьбе произведений С. Д. Эрьзи в Мордовском республиканском музее изобразительных. искусств, а также моё сообщение о национальных корнях его творчества и посмотрели видеофильмы о мастере и о нашем музее.

В зале Новороссийского музея организована выставка “Возвращение С. Эрьзи” из фондов двух названных музеев и художественной школы. В экспозиции находятся работы С.Д. Эрьзи и Елены Мроз их личные вещи и документы. Она позволила проследить основные этапы жизни и творчества С. Эрьзи, давала представление о пребывании скульптора в Новороссийске в 1921 году. Достаточно полный материал был представлен музеем Геленджика, где хранятся материалы о семье Е.И. Мроз и её произведения. Особое внимание привлекли сделанные руками С. Эрьзи для Елены большой дорожный сундук, обитый кожей, и зеркало с резной рамой в виде дракона.

В экспозиции находятся также 3 скульптуры, которые сотрудники музея Новороссийска считают работами С.Д. Эрьзи. Одна — бесспорна, это гипсовая отливка с мрамора — “Сидящая девочка” из собрания нашего музея изоискусств. Другая работа незавершенная, это стоящая обнажённая, из мрамора, её сотрудники зовут “Малой Евой”, размер — в половину натуры. По пластике и мотиву она действительно очень близка Степану Эрьзе. Её обнаружили в 1970 году в земле, рядом с новороссийской мастерской Степана Дмитриевича. Третья работа — мелкая пластика, натурный этюд сидящей обнажённой женской фигуры 1952 года. Она приобретена у вдовы М.И. Нефёдова — З.А. Нефёдовой как скульптура С.Д. Эрьзи. Принадлежность же её скультору по ряду причин крайне сомнительна.

Страницы: 1 2