Научные исследования

 

Автор: ГУНДЫРЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

ИКОНА “БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ”” ИЗ ФОНДОВ МРМИИ —
ОБРАЗЕЦ РАННЕГО ИКОНОПИСНОГО ТВОРЧЕСТВА С. Д. ЭРЬЗИ.
К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ, БЫТОВАНИИ И РЕСТАВРАЦИИ

Страница 1

Жизненный и творческий путь Степана Дмитриевича Эрьзи — от ученика иконописной мастерской до художника с мировым именем — подразделяется, как известно, на несколько этапов и включает в себя годы учёбы в Алатыре, Казани, Москве, работу в Италии, Франции, на Урале и Кавказе, плодотворное пребывание в Аргентине и, наконец, завершающий московский период. Исследователи разных этапов творчества Эрьзи оказываются далеко не в равных условиях. Архивные материалы, воспоминания современников содержат факты, касающиеся в большей степени зрелого периода творчества мастера, не говоря уже о многочисленных произведениях, дающих прекрасную возможность проследить становление художника. Гораздо хуже обстоит дело с изучением самого раннего периода творчества С. Д. Эрьзи, первой главы его творческой биографии — учёбы и работы в иконописных мастерских. Автобиография художника, биографические заметки и воспоминания о скульпторе, изданные Г. О. Сутеевым, воспоминания родственников С. Д. Эрьзи и архивные материалы, обнародованные Н. П. Головченко, а также некоторые другие источники, несомненно, проливают свет на его первые шаги по пути к большому искусству. Сложнее проиллюстрировать имеющиеся факты. Это и понятно: не сохранились храмы с росписями, над исполнением которых трудился сначала подмастерье, а затем и глава артели Степан Нефёдов. Если же уцелели храмы, то, зачастую, не сохранились росписи, а если сохранились, трудно установить их авторство в силу того, что манера Эрьзи-иконописца нам не известна. Да и работа над фресками чаще всего носила ремесленный характер, с разделением труда среди работников артели — от растирания красок младшими её членами до сложных живописных решений, проводимых уже опытными мастерами. Писание икон на досках имело, чаще всего, тот же подход. Кроме того, это были списки с известных изображений, где индивидуальность автора могла и не проявиться.

Между тем в фондах Мордовского республиканского музея изобразительных искусств долгие годы хранится уникальный экспонат — икона “Богоматерь Знамение” конца 19 века (холст, масло, 42 х 33,5 см). Её автором значится Степан Дмитриевич Эрьзя. Она была продана в музей Прасковьей Андреевной (Андриановной) Фроловой, в девичестве Рузавиной (1899—1972), единственной дочерью родной сестры Степана Дмитриевича — Евфимии Дмитриевны Нефёдовой, в замужестве Рузавиной (1873—1960). Икона была продана за 1000 рублей, о чём свидетельствует акт от 6 мая 1960 года, подписанный, с одной стороны, Прасковьей Андреевной Фроловой, с другой стороны, первым директором нашего музея — Софьей Сергеевной Лебедевой, которая обязалась выплатить обозначенную сумму по почте не позднее первой половины июня. Акт был “нотариально удостоверен” в Алтышевском сельском Совете депутатов трудящихся Алатырского района Чувашской АССР. Софья Сергеевна Лебедева, окончившая Институт имени И. Е. Репина, формируя музейную коллекцию, побывала у родственников Эрьзи в надежде найти интересные экспонаты. И не случайно её выбор, выбор человека со специальным художественным образованием, выпал на вышеназванную икону. После поступления в музей икона прошла лишь первичную обработку: были уточнены размеры, описана сохранность, данные занесены в книгу поступлений за № 1279. Далее же для неё наступили годы забвения. И этому есть объяснение. Икона была обделена вниманием отчасти оттого, что она поступила в музей, когда его запасники пополнялись “не по дням, а по часам”. В музей (тогда галерею) передавались работы С.Д. Эрьзи из фондов Русского музея — 172 единицы, и скромный экспонат остался в тени, дожидаясь “своего часа”. Софья Сергеевна, несомненно, знала и об авторстве и важные сведения из истории бытования иконы, что установить сейчас гораздо сложнее. Она побывала в Алтышеве, когда была ещё жива Евфимия Дмитриевна: акт о продаже иконы от 6 мая 1960 года (а умерла она 24 мая того же года). И судьба этого, пусть не совсем совершенного, произведения Эрьзи сложилась бы иначе. Данные о нём давно были бы обнародованы, но Софья Сергеевна внезапно умирает в декабре 1962 года. Экспонат был забыт в прямом смысле этого слова: он не был занесён в инвентарную книгу живописи музея. Внешний вид работы до недавнего времени сохранял первоначальное, с момента поступления, руинное состояние, да и последующие годы отразились на нём не лучшим образом.

Изучение памятника решено было начать с раскрытия иконы. Она находилась в деревянном киоте без стекла. Большая часть изображения была закрыта по всему периметру обрамлением из фольги с тиснёными на ней остриём карандаша цветочками. Сделанные из бумаги мелкие цветы были прикреплены самодельными гвоздиками по краю изображения. Над головой младенца Иисуса Христа — венец, вырезанный из фольги. Икона, скорее всего, была переоформлена в 1959 или в начале 1960 года перед её продажей в музей для придания ей более привлекательного вида. Киот же, по-видимому, был использован старый.

Страницы: 1 2 3 4 5