Научные исследования

Автор: ГОЛЫШЕНКОВА ЕЛЕНА ВСЕВОЛОДОВНА

ПРОБЛЕМЫ ПЛАСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
С.Д. ЭРЬЗИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЛЕКСНОГО
ПРОЕКТА “С.Д. ЭРЬЗЯ. СОВРЕМЕННИКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ”

Страница 2

в) Национальное народное декоративно-прикладное искусство: искусство вышивки в национальном народном костюме, резьба по дереву с бесконечной лентой орнамента и знаковой символикой его элементов.

г) Принадлежность мастера к мощной российской культуре с ее духовно-нравственными, в основном, православными традициями, красотой и многозначностью символов древнерусского искусства, романтической константой российской ментальности, философскими исканиями “красоты, спасающей мир” эпохи Серебряного века, постоянство в приверженности символизму и элементам стиля модерн (в отличие от скульпторов его круга).

Поскольку С.Д. Эрьзя — художник-символист, для него важно не передать явление как таковое, а важно передать суть явления, создать его знак, символ. Отсюда особое внимание концентрированной выразительной форме с потаенным энергетическим полем, что отражается в лаконизме художественного языка, раскрывающего большое содержание.

Все это, по идее проекта, должно быть раскрыто в планируемых выставках, например: “Пластика духа” (Образы христианской мифологии в творчестве С.Д. Эрьзи) характеризует такой изначальный исток самобытной пластики мастера, как поклонение стихии огня. Работы отличаются своеобразными “пламенеющими” линиями, восходящим поступательным ритмом форм и объемов. Но это не испепеляющая всепожирающая стихия, а созидательная сила, это горение нетленного человеческого Духа, огонь Вечности, Истины, Красоты, Мученичества во имя великого Идеала. Выставка дополняется работами из фондов музея, постерами произведений, хранящихся в других коллекциях. Они помогают более глубоко раскрыть данную тему.

“Пластика Души” (Психологические образы в творчестве С.Д. Эрьзи). Характерная особенность произведений, входящих в эту экспозицию, — словно колеблющиеся на ветру формы, которые передают поток сознания скульптора, порыв эмоциональных переживаний и то или иное символическое состояние души человеческой. Эти колеблющиеся, подвижные, порывистые силуэты, как могучие кроны деревьев под ветром, суть еще одной мощной стихии — дерева в значении “мировое древо”. Выставка сопровождается ассоциативным живописным рядом работ заслуженного художника России В.А. Попкова, чье творчество испытывает влияние искусства С.Д. Эрьзи, особенно его глубинного психологизма и приверженности к символизму. В.А. Попков один из первых современных художников Мордовии открыто обозначает в своем искусстве тему Души, выдвигая ее как главную. В его живописи так же преобладает пластичность над конструктивностью, образы тяготеют к монументальному обобщению и символичности. В экспозиции наиболее явственно прослеживается тема связи искусства С.Д. Эрьзи с современностью.

“Пластика Эроса” (Эмоционально-чувственные образы скульптора). Выставка раскрывает одну из своеобразных линий творчества С.Д. Эрьзи, выраженную в богатейшей галерее женских образов. Особенность пластического решения портретов, фигур и композиций — повторяющаяся характерная линия волны, по своей энергетике так тонко передающая всепоглощающую стихию страсти. Здесь прослеживаются еще два изначальных истока мирочувствования С.Д. Эрьзи — стихии воды и земли. Не менее частый прием пластики С.Д. Эрьзи, идущий от языческого понимания земли с обозначением женского начала, выражается в преобладании округлых форм, мягких линий, устойчивой светотеневой моделировки. Мордовская земля покоряет своим живописным медлительно-мелодичным и очень женственным ландшафтом. Эта особенность пейзажа Мордовии является одной из основ развития символической образности искусства С.Д. Эрьзи, его пластического мышления, излюбленного типа женской красоты. Выставка включает в себя работы из фондов музея, ранее не экспонированные, постеры фотографий моделей скульптора, его рисунков обнаженной натуры, произведений из других коллекций, включая зарубежные.

Осуществление проекта позволяет вскрыть отличительные черты пластики мастера от основных тенденций и форм пластического решения произведений скульпторов его круга и, более того, позволяет осознать доминирующие мотивы в пластических решениях современной скульптуры Мордовии. Искусство С.Д. Эрьзи обладает общечеловеческим звучанием, так как обращено к душе человека и более, чем у скульпторов — его современников, исполнено ощущения Вечности, благодаря главной концепции картины мира, создаваемой С. Д. Эрьзей — мир как целое, неделимое и вечное. Это объясняет неизменную актуальность творчества мастера как для зрителя — современника скульптора, так и для нас — жителей XXI века.

Страницы: 1 2