Научные исследования

Автор: ЕЛИСЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

ЧЕТЫРЕ ВАРИАНТА ПАМЯТНИКА С.Д. ЭРЬЗЕ Н.М. И Г.М. ФИЛАТОВЫХ
(Саранск, 1996. Архитектор В.В. Годунов)

Страница 1

“Интеллигентный читатель интересуется теперь
не только тем, что создано, но и как создано”.
Д.С. Лихачев

Невоплощенные замыслы живописца хранятся запечатленные в рисунках, этюдах, эскизах. Невоплощенные проекты памятников в гипсе, глине скуль- пторы чаще всего... разбивают. Хорошо, если остаются фотографии.

У скульпторов Николая и Григория Филатовых был не один десяток вариантов памятника Эрьзе. Эта тема волновала их со студенческих лет.

Процесс создания памятника Эрьзе был сложен, скульпторы отнеслись к конкурсу с большой ответственностью. Каждый из авторов предлагал свое прочтение образа и композиционное решение, в последнем варианте они объединили свои усилия.

Николай Филатов в первом варианте обратился к классической позе сидящей фигуры скульптора. Ваятель изображен в рабочем фартуке, босоногим. В фигуре мастера убедительно переданы мощь и сила характера. Приковывает внимание лицо скульптора — лицо мыслителя, человека нелегкого характера и судьбы. Оно согрето теплотой чувства автора, преклоняющегося перед гением скульптора, его великими творениями, и тщательно проработано. Обобщенно трактованы другие части тела и одежда. В этом варианте мы видим сочетание точности конструирования объема с мягкой проработкой его поверхности, особую легкость пропорций, которая придает изображению дополнительный оттенок духовности.

Во втором варианте Николай Филатов пошёл по линии романтически-экспрессивной, живописной пластики, изобразив скульптора непосредственно во время работы, преодолевающего сопротивление материала. Бугристая фактура оказалась благодатной почвой для динамичной светотеневой игры, в которой нашли физическое воплощение, с одной стороны, мир эрьзинских страстей, творческих порывов, с другой — активность личного отношения Эрьзи к творчеству. Художник использовал в данном варианте прием, который называется в скульптуре “трудная поза”, ему удалось уловить дух той творческой страстности, которая была присуща великому скульптору.

“Человек выходит из природы и возвращается в нее”. Эта мысль читается в варианте памятника, исполненного Григорием Филатовым, где стоящая фигура мастера дана на фоне куска кебрачо причудливой формы. В нем просматриваются будущие работы мастера, пока еще связанные с блоком дерева. В этом варианте скульптор передает начало творческого процесса, рождения образа и одновременно здесь, на наш взгляд, звучит мысль о том, что “искусство Эрьзи — это не наблюдение, не натурализм или реализм, не идеализация красоты, не смягчение контрастов. Его искусство рождено теми силами, которые спрятаны в дереве, в природе. Это открытие той начальной формы, которую создал Бог” (из газеты “Ди Дойче ла Плата Цайтунг” 24 января 1930 г.).

В другом варианте Григорий Филатов обратился к изображению сидящей фигуры мастера в минуту кратковременного отдыха. Сильные мускулистые руки труженика лежат на коленях. Скульптору хотелось представить Эрьзю обычным земным человеком, которому свойственны человеческие слабости, но сильного духом, не сломленного жизненными испытаниями, верящего в добро и чудотворную силу искусства. Автор хотел заставить зрителя поверить в реальное существование Эрьзи-человека.

Объединив усилия, скульпторы Николай и Григорий Филатовы создали памятник скульптору, которой в год празднования 120-летия со дня рождения Эрьзи был установлен справа у фасада здания музея, носящего его имя. Они обратились в памятнике к классической форме сидящей фигуры. Эрьзя изображен в состоянии глубокой сосредоточенности, творческой работы мысли. Лицо мастера трактовано документально-портретно, выразительны ротации скульптуры. В облике Эрьзи скульпторам удалось подчеркнуть народную природу его таланта. Удачно архитектурно-пространственное решение памятника, который находится среди людей, а не над ними. Памятник Эрьзе стал еще одним символом нашего города, сделал его облик более духовным, полноценным.

Страницы: 1