Научные исследования

Автор: БЕЛОМОЕВА ОЛЬГА ГЕРОЛЬДОВНА

НОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ О С.Д. ЭРЬЗЕ
РЕЦЕНЗИЯ КНИГИ И.В.КЛЮЕВОЙ и Н.Ю.ЛЫСОВОЙ “ГРАНИ СКУЛЬПТУРНОЙ ВСЕЛЕННОЙ”

Страница 1

Феномен С. Д. Эрьзи стал объектом интереса ещё при жизни скульптора. С самого начала его личность и искусство вызывали живейший интерес. К настоящему времени литература о нем довольно обширна и неоднородна по своему содержанию, адресности, характеру осмысления материала. Наряду с книгами мемориального характера, претендующими на из-вестную документальность изло-жения материала, есть художественные произведения, а также популярные издания, рассчитанные на самый широкий круг читателей. В последние годы С. Д. Нефедов-Эрьзя все чаще становится объектом научного исследования.

В конце 2008 года научная литература о скульпторе пополнилась новым изданием: Клюева И. В., Лысова Н. Ю. “Грани скульптурной вселенной: произведения Степана Эрьзи в музеях Саранска: монография” Оно стало итогом многолетней работы двух известных в республике ученых и было выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

Прежде всего интересен сам замысел монографии, включающей, с одной стороны, биографическое исследование, с другой, комплексный анализ каждой из работ, хранящихся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи и музее учеников С. Д. Эрьзи в МГУ им. Н. П. Огарева. Фактически книга выполнена в форме аннотированного каталога, однако, работы были подвергнуты всестороннему анализу, что не принято в каталожных изданиях. Кроме того, авторы взяли на себя труд проанализировать абсолютно все работы, хранящиеся в фондах, без изъятия. В этом принципиальное отличие данной монографии от других научных изданий, посвященных творчеству С. Д. Эрьзи, в которых рассматривались наиболее значимые или показательные в каком-либо отношении скульптурные произведения мастера.

Биографическая часть свидетельствует о кропотливой научно-исследовательской работе И. В. Клюевой, открывшей немало новых фактов, исправившей много неточностей, кочевавших из издания в издание, исправившей ряд ошибок. Большую часть книги составляет многогранный анализ скульптурных произведений С. Д. Эрьзи, в ходе которого были уточнены названия некоторых работ и их вариантов, даты создания ряда произведений, в некоторых случаях идентифицированы модели, обнаружены новые данные об истории создания скульптур, сведения об их восприятии публикой, а также выявлены параллели скульптурных образов Эрьзи в изобразительном искусстве и литературе. Особое внимание уделено в книге добротному, многогранному стилистическому анализу, проведенному Н. Ю. Лысовой. Полноценный глубокий анализ, предложенный авторами, стал возможным благодаря верному методологическому подходу, положенному в основу научного исследования: в работе использован комплексный анализ, построенный на соотнесении и взаимодействии текста (смысловые и стилистические особенности произведений), контекста (характеристика эпохи), интертекста (прототексты, цитаты, аллюзии), гипертекста (факты общественного бытия произведений). Именно данный подход привел авторов к пониманию творчества Эрьзи как скульптурной вселенной и позволил доказательно раскрыть ее основные грани. Можно с уверенностью говорить о том, что столь целостный анализ творчества С. Д. Эрьзи, проведенный на стыке культурологии и искусствознания, был предпринят впервые. Предложенный ракурс исследования позволяет увидеть творчество Эрьзи с двух основных позиций: синхронный срез дает возможность оценить его место в современную ему эпоху, диахронный — в масштабе истории мирового искусства.

Книга написана в хорошим стиле, убедительна своей логикой, богато ил-люстрирована. Некоторые неточности (отец художника не был бурлаком) и некоторая неполнота биографических данных (не пояснена цель командировки в Екатеринбург) не умаляют значения представленного научного издания, которое является солидным вкладом в научное эрьзеведение и предлагает широкое поле исследований для ближайшего и отдаленного будущего. Знаменательно, что книга уже получила высокую оценку: она признана лауреатом конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую научную книгу 2008 года.

Страницы: 1